Перейти на главную страницу сайта













Экофасилитативный подход является новым направлением в оказании психологической помощи, который был обоснован профессором Павлом Владимировичем Лушиным в монографии "Личностные изменения как процесс: теория и практика" (2005 год) и в более 100 научных статьях. Монография Павла Владимировича посвящена крайне сложной и вместе с тем актуальной проблематике личностного изменения. В ней приведены результаты специального исследования, посвященного его анализу в терминах необратимого, нелинейного и малопредсказуемого перехода к новым основаниям жизнедеятельности личности.

Впервые определяется методологическая основа личностного изменения, формулируется его процессуальная и событийная стороны, а также корневая метафора и принципы. На основании теории изменения личности разработан принципиально новый вид психологической практики - экофасилитация.

Экопсихологическая фасилитация (экофасилитация) – это процесс управления открытой динамической системой личности с целью поддержания ее в состоянии саморазвития. Данный процесс является продолжением в развитии представлений о роджерианской фасилитации, но с существенными отличиями в формах управления.
Практические результаты экофасилитативного подхода нашли реальное применение в различных сферах практики: психотерапии, в экстремальных, малопредсказуемых условиях деятельности человека, в детской психологии и педагогике, в управлении человеческими ресурсами, социольной психологии и т.д.
Подробнее:
Монография П.В. Лушина "Личностные изменения как процесс: теория и практика"
Психологическая защита:  психоиммунологический и экофасилитативный контексты анализа
Статья о "буферной зоне", коллективно генерируемом инсайте и неопределенности
Другие статьи П.Лушина в "Библиотеке экофасилитатора"



Что же такое экофасилитация?
На этот и многие другие вопросы, которые интересуют психологов и тех читателей, которые хотя бы раз слышали об экофасилитации, отвечает  на страницах нашего сайта в серии блиц-бесед автор экофасилитативного подхода, профессор Павел Владимирович Лушин.
Вопросы задавала Бричник Вита.


БЛИЦ-БЕСЕДА №1

Б.В.: Экофасилитативный подход - можно ли определить его место в психологии как науке? Это альтернатива классическим методам психотерапии и консультирования? В чем различие?

П.В.Л.: Не уверен, что у меня есть желание определять метод экофасилитации в психологии как науке, имеется ввиду в науке о психологической помощи, то есть области исследования психологической и психотерапевтической помощи. Он еще слишком молод. Метод экофасилитации не создавался как альтернатива чему-то, он появился и оформился как результат, с одной стороны многолетней практики ее создателя, с другой, как результат теоретического изучения процесса личностного изменения. Более того, согласно убеждению ряда исследователей в области психотерапии и консультирования, таких как Stiles, W.B., Shapiro, D.A., Elliot , R. ("Are all psychotheraties equivalent? // American psychologist. – 1986. – № 41. – P. 165–180.), все известные психотерапевтические направления эквивалентны (теперь - «парадокс эквивалентности»). В них есть общий, так сказать, родовой процесс. Поэтому все вновь появляющиеся «новинки» в области оказания психологической помощи – это моменты развития и поддержания общего или родового процесса психологической помощи. Общеизвестно, что со временем определенные методы чего-либо (будь это медицинского лечения или психологической помощи) становятся менее эффективными. Хотим мы этого или нет, но то в одной, то в другой стране, спонтанно появляются непривычные для кого-то и очень полезные для других подходы к оказанию психологической помощи. К сожалению или к счастью, их судьба заранее предрешена: сначала они набирают популярность, затем достигают ее пика и затем увядают или изживают себя с целью воспроизводства самих себя в новых ипостасях, на новом витке развития целостной матрицы помощи. Главное другое – каждый из практикующих психологов аккумулирует существующие тенденции и перерабатывает в свою индивидуальную манеру оказания помощи, которая остается с ним навсегда.

           В настоящее время многие видят в экофасилитации альтернативу, мы же видим в данном направлении продолжение традиций, но в новом культурно-историческом контексте, который отличается в нашем случае идеями глобализации, экологичности, психоиммунологии, квантовых переходов, а также нелинейности, необратимости и малой предсказуемости процесса изменения вообще и личностного развития, в частности.

Б.В.: Если в нем есть своя теория развития (изменения) личности, можно ли назвать экофасилитативный подход новым направлением психотерапии, если нет, то почему?

П.В.Л.: Для нас новизна или появление социальных или личностных новообразований, не является чем-то исключительным, скорее  – это обычная, если хотите, ежесекундная часть процесса развития, нашей жизни. Одна из продуктивных идей экофасилитации как раз и заключается в том, чтобы замечать новые шансы и возможности там, где их вроде бы не видно. Многие психологи доходят до уровня неповторимости собственной практики, но не все занимаются рефлексией и развитием собственного стиля, который имеет возможность получить статус метода. Мы предпринимаем попытки подняться до обобщенного уровня собственной практики.
           
В определенном отношении данный метод является новым, в том смысле, что учитывает современные актуальные научные тенденции развития психологической практики, отличается выраженной эффективностью и спецификой предоставления психологических услуг.

Б.В.: Теория изменения личности описана вами в монографии и научных статьях как процесс. Можно ли в общих чертах описать суть этого процесса? В чем его особенность? И какую роль в этом процессе играет экофасилитация?

П.В.Л.: Да, можно. Личностное изменение это малооосознаваемый и спонтанный процесс подобный работе иммунной системы человека, о которой мы вспоминаем, когда серьезно заболеваем или с нами что-то серьезно не в порядке. Возникает ощущение, что самостоятельно мы не в силах справиться с возникшей серьезной ситуацией. В этой ситуации у человека появляются малоосознаваемые программы по самопомощи и выживанию, реализация которых возможна с помощью других: субъект переходит на социальный уровень саморегуляции или работы иммунной системы. Наступает ситуация психологической помощи. Если психолог содействует скорейшей реализации возникшей у клиента программы выживания, и не спешит навязывать свою профессиональную программу, он поступает экологично. Если в результате профессиональных действий видны признаки ускорения и укрепления работы иммунной системы клиента, то это и есть экофасилитация.

Б.В.: Экофасилитация - ее определение. Что это: особый процесс взаимодействия клиента и психолога, новый вид взаимоотношений группы и ведущего экофасилитатора), какой-то уникальный (известный только вам) способ психотерапии и консультирования?

П.В.Л.: Почему бы ни все сразу вами перечисленные определения? Это и особый процесс взаимодействия психолога и клиента, учителя и учащегося, суть которого в экологичном принятии друг друга, это и уникальная форма контакта между взаимодействующими сторонами. Уникальность – в том, что индивидуальность как психолога так и клиента аксиоматичны. Приходя к психологу, клиент не случайно рассчитывает, что к нему будут относиться с вниманием, то есть – с учетом неповторимости его судьбы и способов его реагирования. Оставаться в этих рамках не всегда легко, но экологично и очень интересно. В целом мы исходим из многоаспектности определений чего-либо. Любое свойство феномена или процесса, включая экофасилитацию,  контекстуально обусловлено, а поэтому  далеко не всегда имеет смысл признавать одно определение, отбрасывая другое. Мы склонны придерживаться «голографической» или, точнее, «фрактальной» логики того, что любой феномен и процесс многозначен, многополярен и составляет некое семантическое поле проявлений, которое выделилось и продолжает развиваться. Так, экофасилитация определялась сначала как «недирективное управление саморазвитием чего-либо», затем, как «процесс толерирования неопределенности» и как «создание атмосферы экологичного отношения к действительности», а также как «движение смыслов или переходных форм в условиях кризиса», в последнее время – как «поддержание ритма саморазвития определенной психической или социальной экосистемы». Все эти определения составляют суть экофасилитации, но рассмотренную с разных сторон.



Контакты
Школа экофасилитации
04053 Украина, Киев
Сечевых Стрельцов (ранее Артема), 52Д, 5 этаж, конференц-зал



+380 66 720-73-52 ecofacilitation@ukr.net
Карта
Copyright Экофасилитация © 2008-2017 | Rambler's Top100 Яндекс.Метрика