Главная » Библиотека » Научные работы других авторов » Статьи

Групповая экофасилитация: из опыта работы с группами в экофасилитативном подходе
01.04.2017, 10:11

ГРУППОВАЯ ЭКОФАСИЛИТАЦИЯ:
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ГРУППАМИ В ЭКОФАСИЛИТАТИВНОМ ПОДХОДЕ

Авторы: Елена Лашко, Елена Бахтигузина

С 70-х годов прошлого столетия большую популярность приобрели социально-психологические тренинги как способ, как правило, интенсивной и групповой выработки определенных навыков или, реже, сопровождения групп с целью их развития. На сегодняшний день эта форма работы широко используется для моделирования условий, при которых происходит формирование навыков эффективного межличностного взаимодействия. Тренинги применяются в работе с детьми и взрослыми, при профессиональной подготовке специалистов разных сфер, при работе с формирующимися или уже сложившимися коллективами на предприятиях и в организациях. Особую популярность сегодня приобрели тренинги личностного роста. Следует отметить, что, учитывая широкое распространение тренинговой формы групповой работы, относительно недавно сформировалась профессия психолога-тренера (или просто тренера), который содействует развитию личности или группы, используя техники тренинга.

Учитывая высокую востребованность психологического сопровождения групп, мы задались вопросом о возможностях применения принципов экофасилитативного сопровождения в групповой работе. При этом отметим, что экофасилитация как способ психологической помощи и сопровождения применяется в Украине с конца 90-х гг. ХХ в. Более 20 лет психологической и педагогической практики ее автор профессор П.В. Лушин и его коллеги неоднократно доказывали эффективность метода в сопровождении развития личности через обращение к собственным уникальным механизмам саморегуляции. В данной связи нами была предпринята попытка изучить возможности применения групповой экофасилитации как способа психологической групповой помощи одной из организаций города Киева с опорой на механизм самопомощи и коллективной саморегуляции ее сотрудников.

В процессе подготовки к намеченной работе был составлен опорный алгоритм работы по заявленной тематике со стороны заказчиков - коллектива одной из центральных библиотек города, а также группы студентов психологического факультета УМО НАПН Украины.

Суть данного алгоритма в следующем:

  1. знакомство с участниками групповой работы;

  2. изучение запроса администрации и непосредственно участников коллективной работы (предполагалось, что они могут различаться);

  3. выяснение предшествующего опыта решения проблемы;

  4. доопределение запроса и формирование задачи для последующей коллективной работы;

  5. коллективное решение поставленной задачи;

  6. фиксация ее результатов и дебрифинг.

Следует отметить, что алгоритм, приведенный выше, – очень динамичная конструкция, находящаяся в процессе исследования, требующая апробации, зависящая от формы работы и открытая к изменениям.

Экофасилитация как метод работы с группами для нас новая почва, требующая освоения. Достаточно сложно писать о том, что только находится в процессе осознания, и вместе с тем, уже на сегодняшний день у нас получилось зафиксировать ряд некоторых особенностей и критериев динамики процесса и трансформации личных смыслов участников, которые стали для нас опорными. Сам процесс работы с “групповым клиентом” имеет ряд отличий, требующих детального и внимательного исследования но, на наш взгляд, много в чем можно провести параллель с индивидуальным консультированием. Прежде всего, мы относимся к группе как к отдельной уникальной системе, а мы (экофасилитаторы), в данном случае, являемся «привлеченным элементом» этой системы для решения определенных задач, которые выступают первичным условием для групповой экофасилитации, а также формируются в процессе работы. Экологичное присоединение к системе и признание ее самодостаточности и уникальности – это, на наш взгляд, одно из условий конструктивного рабочего союза на протяжении всей сессии.

Таким образом, основными особенностями работы с группами в экофасилитативном подходе, которые можно отметить на данном этапе исследования, являются: экологичность, присоединение к “групповому клиенту”, учет индивидуальности каждого участника группы, следование за “групповым клиентом”. Результатом совместной работы в таком подходе является не столько принятие коллективного решения, сколько интеграция отдельных индивидуальных решений в групповое решение, которое формируется спонтанно в виде, например, группового инсайта. Эта особенность, по нашему мнению, является ключевым определяющим свойством метода групповой экофасилитации и несет в себе особый смысл.

Еще одним важным свойством групповой экофасилитации является распределение ответственности за процесс работы между всеми участниками группы. В этом смысле каждый присутствующий включен в процесс как субъект групповой работы и оказывает влияние на ее результат. При этом включенность участников может наблюдаться как в вербальной, так и невербальной формах. Мы зафиксировали, что участники, которые не проявляли очевидной активности, реагировали на подвижки в групповой работе невербально. Кроме того, нами было подмечено спонтанное включение в обсуждение членов группы, которые до определенного момента оставались, казалось бы, безучастны.

Таким образом, мы имеем основания полагать, что каждый участник групповой экофасилитативной работы проживает собственные внутренние процессы и, опираясь на механизмы саморегуляции, вовлекается в работу в той мере, в которой ощущает потребность. Это понимание, в свою очередь, дает нам основание относиться к групповым процессам деликатно: не стремиться повлиять на “группового клиента”, а экологично сопровождать, доверяя ему.

В своей практике мы столкнулись также с необходимостью фиксировать процессуальную и результативную стороны совместной работы в виде схем. Это помогало не только ведущим, но и участникам в отслеживании смысловых деталей работы и ее динамики.

Из опыта работы нами было также замечено следующее. Групповая экофасилитация подразумевает экологичность по отношению как к членам группы, так и к психологу, который сопровождает процесс. В нашем случае психологов было несколько, поэтому в работе возникла необходимость экологично учитывать партнера по сопровождению.

Таким образом, экологичность в работе с группой, на наш взгляд, проявляется, как минимум, на трех уровнях: по отношению к членам группы, по отношению к себе, по отношению к партнеру по сопровождению. В связи с этим, возникает задача органичного распределения процесса внутри рабочей группы психологов, участвующих в групповой экофасилитации.

Как мы уже упоминали выше, описанный процесс работы с группами по своей структуре напоминает процесс индивидуального консультирования в экофасилитации. И вместе с тем, работа с группой в экофасилитации имеет ряд своих особенностей и требует специфических навыков и умений самого экофасилитатора. Прежде всего - это соблюдение профессионального сеттинга и тайминга, сопровождение работы в конструктивном русле, распределение внимания между всеми участниками группы, доверие процессу саморегуляции и признания уникальности системы и отдельных ее элементов и т.д.
Но в основе всего, задачей групповой экофасилитации является восхождение клиента (в данном случае это группа и отдельные ее участники) к собственной уникальности и совершенности, осознание собственной ресурсности и собственного полного спектра возможностей.

Нам удалось выделить в процессе анализа работы собственные критерии эффективности. Здесь мы опираемся на групповою динамику, вербальную и невербальную активность участников, состояние участников группы до и в конце работы, обратную связь по истечению некоторого времени. При этом наивысшей формой оценки нашего участия в жизни системы, которая нас пригласила, является осознание этой же системой, что у нее достаточно возможностей и ресурсов, чтобы дальше справляться без “инородного” элемента. И даже привлечение внешних ресурсов - это не недостающий элемент, а часть ее процесса самоорганизации и развития.

Еще раз хотим подчеркнуть, что описан субъективный первичный опыт в освоении такой формы работы как групповая экофасилитации. Мы предполагаем, что работа с группами в экофасилитации может иметь очень широкий спектр форм и форматов и они будут во многом зависеть от личности экофасилитатора, как его основного инструмента работы. Исходя из этого, у нас есть стойкое убеждение, что данная форма работы может быть представлена во многих модальностях и мы находимся в начале пути освоения доступных нам.

Так, в процессе апробации работы с группами в экофасилитативном подходе нам удалось определить следующие ее модальности, :

  1. работа с группой, объединенной общим запросом;

  2. работа с группой без общего запроса (когда на начальном этапе происходит формирование запроса);

  3. индивидуальное консультирование в присутствии других членов группы (эта форма работы особо актуальна при работе с учебными группами будущих психологов, когда консультация “на группе” носит еще и обучающий характер); по окончании консультативной сессии происходит обсуждение в группе;

  4. работа группы на запрос одного из участников, экологично сопровождаемая психологом (такой вид групповой работы был нами обнаружен в процессе практики студентов психологического факультета);

  5. работа с “веером запросов” (работа с запросами каждого отдельного участника с участием других членов группы - формат так называемой эко-терапевтической группы).

Мы попытались частично раскрыть суть групповой экофасилитации через наш опыт разных форм работы с группами в экофасилитативном подходе. Мы полагаем, что приведенный перечень модальностей экофасилитативной групповой работы может изменяться с приобретением нами нового опыта и потому остается открытым и гибким. В будущем планируется проведение групповых мероприятий как по заявленной теме, так и без запроса, а также апробация возможностей эко-терапевтического формата работы.

Источник

Другие статьи по теме:

Павел Лушин "Когад хаос и неопределенность внутри: VUCA-люди"

Павел Лушин «Гибридная жизнь»: об особенностях самоорганизации и психологической помощи в переходный период. 

 

 

Категория: Статьи | Добавил: Briviana | Теги: групповая экофасилитация, экофасилитативный подход
Просмотров: 270 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Экофасилитация © 2008-2017 | Rambler's Top100 Яндекс.Метрика